Что может быть общего между сподвижником императора Петра Великого, заводчиком Никитой Демидовичем Антюфеевым, и влиятельными князьями Сан-Донато? И первый и вторые – представители великой династии Демидовых, владельцев горнодобывающих и оружейных предприятий на Урале и в Туле.
Имена представителей рода Демидовых, немало сделавших для прославления России, стоят в ряду самых знаменитых российских меценатов. Мамонтовы, Морозовы, Бахрушины, Демидовы – все они сделали немало для промышленности, культуры и просвещения России.
… Флорентийцы и гости города, прогуливающиеся в квартале Сан-Никколо по Piazza Niccola Demidoff, могут созерцать величественный памятник со следующей надписью: «Дабы жители квартала Сан-Никколо всегда имели перед собой живую память о командоре Николае Демидове, неустанном и великодушном благотворителе, сын его Анатолий подарил этот памятник городу Флоренции в 1870г.»
Работа скульптора Лоренцо Бартолини представляет собой Николая Никитича, одетого в тогу римского сенатора. Он обнимает сына, у ног благотворителя располагаются четыре женские аллегорические фигуры — Природа, Искусство, Милосердие и Сибирь.
В честь этого щедрого благотворителя и человека с удивительной судьбой, крутые повороты которой могли бы стать основой сюжета для захватывающего исторического фильма названа улица в районе Новоли Виа делла Вилла Демидов.
Николай Никитич Демидов в юности едва ли не потерял все свое поистине огромное наследство. Кутежи, развлечение, трата денег направо и налево едва ли не уничтожили копившееся годами состояние правнука того самого первого Демидова. Над Николаем Никитичем была установлена опека, что пошло ему впрок. Одумавшись и остепенившись, владелец «заводов, людей…» начал приумножать семейные богатства, не забывая о родной земле.
Уже живя в Италии и щедро жертвуя на благотворительность, Николай Никитич приобрел владение Сан-Донато, где прочно обосновались он и его потомки. По словам Стендаля, «самый щедрый в Италии благотворитель» покровительствовал больницам, приютам, не забывал про образовательные учреждения, пенсии и стипендии малоимущим. Внимания и восхищения заслуживает его обширная художественная коллекция, которой мог бы гордиться любой музей мира.
Говоря о «флорентийских» Демидовых, невозможно не упомянуть заслуг Анатолия Николаевича. Покровительствуя художникам, Анатолий Демидов дал возможность появиться на свет великому полотну «Последний день Помпеи». Глядя на знаменитый шедевр Карла Брюллова, поэт Баратынский воскликнул:
И был «Последний день Помпеи»
Для русской кисти первый день!
На самом деле, исследователи расходятся во мнении, кто именно был самым первым заказчиком картины – графиня Разумовская или графиня Самойлова, с которой Карла Павловича связывали теплые и душевные отношения. Демидов выкупает права и становится владельцем картины. В 1833 году «Последний день Помпеи» представили на выставке в Академии изящных искусств Брера в Милане. После этого Демидовым картина была отправлена в Париж, а затем была подарена заказчиком императору, передавшему работу в Академию художеств, а откуда — в Русский музей.
Неуемная и щедрая натура Анатолий Николаевича не давала ему почивать на лаврах – во Флоренции им были учреждены бесплатная школа и детский приют, в школе мальчиков учили различным ремеслам. Демидов оплачивал постоянное пребывание врача в квартале для бедных, а также основал аптеку, где неимущие могли получить самые необходимые лекарства.
«Acta non verba» («Дела — не слова») – так написано на родовом гербе Демидовых.
Если вам посчастливиться быть во Флоренции, не забудьте посетить «демидовские» места и отдать дань уважения этим великим русским меценатам и просветителям.