Если вы хотели узнать о самом итальянском произведении всех времен и народов, то встречайте, вот оно – «Декамерон»!
Вы возразите, мол, а как же «Божественная комедия» Данте Алигьери, а как же тексты Пиранделло, а как же Эдуардо Де Филиппо? И будете правы! Но ни в одном из вышеперечисленных произведений нет столько радости, столько любви, столько наслаждения жизнью, сколько есть у Боккаччо.
Судите сами: на дворе 14 век. Свирепствует чума. Она не просто где-то там, она рядом, почти возле каждого дома, и доктора в страшных птичьих масках ходят повсюду, как вестники несчастий. И в это время 7 молодых красавиц, полных жизни и любви, и 3 благородных молодых мужчин решают укрыться на вилле подальше от города и переждать чуму.
Это даже не дантовский воображаемый Ад, куда попадают грешники всех мастей после смерти. Это самый настоящий ад на земле, где всего лишь в паре миль от виллы ходит смерть.
Кому бы еще пришла в голову идея спасаться от чумы, разговаривая о любви и наслаждениях? Только героям великой эпохи Возрождения, ренессансным по своей сути персонажам.
Почему великой, спросите вы? Да потому что только-только закончилось Средневековье, где такие понятия, как «наслаждение» и «чувственность» просто не могли существовать, где все было поглощено аскезой, а идея умерщвления плоти казалась не пугающей, а очень даже необходимой в тогдашних условиях.
Но времена меняются, и человек становится во главу угла, античные идеалы гармоничной личности возвращаются, а вместе с ними возвращается и интерес к человеку с его чувствами и переживаниями.
Именно поэтому «Декамерон» является не только шедевром с точки зрения литературной (такой жанр, как новелла, был доведен Боккаччо до совершенства), но и духовной. Петь гимн жизни, любви, страстям неподалеку от смерти – это очень по-ренессансному.
Монах грешит с девицей. Его увидел аббат, который сам не выдержал и тоже насладился девицей. Монах уличает аббата и избегает наказания.
Три брата растратили наследство и обнищали. Племянник Алессандро, в отчаянии. В пути он знакомится с аббатом, который на самом деле дочь короля Англии. Они женятся. Алессандро возвращает дядям их прежнее положение и богатство.
И так сто новелл – по десять в один день.
Сложно переоценить влияние «Декамерона» на мировое искусство. Шекспир, Китс, писатели и художники 19 и 20 веков, — все они так или иначе обращались к литературному опыту Боккаччо, смело расставляя то тут, то там меточки, ведущие к «Декамерону».
В 1971 году режиссер Пазолини снял фильм по мотивам «Декамерона».