Культовая фигура в истории итальянского прогрессивного рока, поэт, чьи вкусы были сформированы эмпиризмом Юма и текстами Борхеса и Бодлера, композитор, написавший одну из первых итальянских рок-опер «Палеполи», скульптор, блестяще окончивший Неаполитанскую Академию искусств, – Лино Вайретти есть что сказать своим зрителям. Открытый всему новому, энергичный и стремящийся во всем «дойти до самой сути», маэстро только что вернулся из России.
С российских впечатлений мы и начали наш разговор:
– Для нас Россия всегда была достаточно закрытой страной, такой «вещью в себе». Но мы воспринимали СССР как альтернативу Америке, страну с великим будущим и неограниченными возможностями. За последние полгода я был в России дважды. Первый раз – как художник, участник выставки, посвященной Году литературы и 155-летию Антона Чехова. Я познакомился с потрясающими людьми, музыкантами. Для меня стало открытием, что «Осанну» знают русские меломаны, коллекционируют наши виниловые пластинки. Второй раз – как музыкант. Я принял участие в социально-культурном проекте «Рок без границ» (на территории Южного Федерального округа), итогом котором стал концерт совместно с российской группой «Бездна».
– Синьор Вайретти, вы рассказывали о совершенно кинематографической истории вашей семьи, похожей на сюжет знаменитого фильма Витторио де Сики «Подсолнухи» с участием Софи Лорен и Марчелло Мастроянни…
– Все верно, мой дядя воевал на территории России, встретил русскую женщину и принял решение остаться здесь навсегда. Словом, с Россией я был уже связан еще до моего рождения. Я открыл для себя удивительных людей, гостеприимных, с огромной жаждой жизни, желанием познать мир.
– Все, что вы делаете, получается одинаково талантливо. Как вы определяете самого себя? Скульптор, певец, поэт, композитор…
– Фотограф, график… Кто я на самом деле? Для меня важна, прежде всего, эклектичность в современном искусстве. Я пользуюсь всеми мультимедиальными средствами для того, чтобы донести свою идею до публики. Жанр для меня является инструментом и средством. Иногда я понимаю, что не я выбираю жанр, а жанр выбирает меня. Конечно, магия сцены не может не влиять на меня. Когда я пою, я чувствую этот feeling между мной и публикой, эту бешеную энергетику, которую я отдаю и которая возвращается ко мне во сто крат. Мир, который я вижу вокруг себя, приводит меня в восторг. Мир является моим самым главным вдохновением. И, конечно же, музыка.
– С чего вы начинали, как музыкант? Вы помните свои первые музыкальные опыты и первый успех?
Лино Вайретти смеется:
– О да, своим бренчанием на гитаре я доставлял немало «удовольствия» окружающим. А если серьезно, я уже в юности начал увлекаться музыкой The Beatles, The Rolling Stones, Deep Purple, Led Zeppelin, бит-культурой, движением хиппи. Мы были пропитаны этим бунтарским духом. Мы играли кавер-версии и были очарованы ветром перемен и собственной свободой. Но уже тогда я хотел писать свои собственные музыку и тексты. Я учился в Академии искусств в Неаполе и был влюблен в скульптуры гениального Альберто Джакометти, в тексты Сартра, в творчество Пикассо. В это же время я познакомился с гитаристом Данило Рустичи, ставшим моим другом и соавтором, с которым мы и создали «Осанну». Наш первый альбом «L’Uomo» (1971) сразу же получил престижную премию «Premio Della Critica Discografica». Я отлично помню, как музыканты «Осанны» проснулись знаменитыми после телепрограммы на канале RAI, транслировавшей наше выступление на фестивале «Терме ди Каракалла» в Риме.
– Последующие альбомы вы производили с завидным постоянством и завидным же успехом?
– На следующий год мы выпустили альбом «Preludio, Tema, Variazioni E Canzona» (1972), ставший саунд-треком к фильму «Миланский калибр 9», но настоящим нашим зрелым музыкальным успехом я считаю рок-оперу «Palepoli» (1973), где мы впервые стали использовать народные неаполитанские мотивы. После альбома «Landscape Of Life» (1974) «Осанна» прекратила выступать. В это время я успел написать свою рок оперу «El Tor», которая была поставлена в нескольких театрах. Была, правда, еще одна попытка воссоединения. Выпустив пластинку «Suddance» (1978) «Осанна» приняла решение остановить свою музыкальную деятельность. И двадцать лет спустя я возродил «Осанну», став единственным участником из первого состава.
– Новая «Осанна», играющая прогрессивный рок, отличается от «Осанны» первой формации?
– Безусловно. Мы взяли все лучшее, что было в 70-х годах и обогатили новым современным звучанием. Мы выпустили несколько альбомов, последний из которых явился признанием в любви Неаполю.
– Что для Вас Неаполь?
– Альбом «Palepolitana» (2015) – это публичное признание в любви родному городу Неаполю, с его великой историей и социальными противоречиями. С одной стороны – деградация, насилие, преступность, беззаконие и каморра. С другой стороны – город великих музыкальных, исторических, культурных и художественных традиций. «Palepolitana» – это моя попытка прекратить безнаказанно распространяемую клевету на город, прекраснее которого нет на свете и который является, по сути, столицей Средиземноморья. Это мой крик любви в попытке защитить свою землю и показать ее настоящее, прошлое и прекрасное будущее. Главный герой диска – это некий сюрреалистический персонаж, который, спасаясь от дождя, спускается в подземелье и слышит все движения города. Он бежит, слыша звуки поезда, и погружается в мифы и историю Неаполя, начиная от Богини Парфенопы и заканчивая современной историей.
– Мы все еще помним любовь советских слушателей к итальянской эстраде. Имена Аль Бано, Джанни Моранди, Челентано, Тото Кутуньо, Пупо, этих, безусловно, великих музыкантов пленили всех своими запоминающими мелодиями. Сейчас мы открываем для себя иную итальянскую музыку, в том числе и прогрессивный рок.
– Прогрессивный рок, тем более итальянский, никогда не будет звучать из каждого окна, я это очень хорошо понимаю. Эта музыка требует от слушателя, прежде всего, интеллектуального усилия, я бы даже сказал, сотворчества. Например, великий Микеланджело понятен практически всем, потому что в его работах мы видим самих себя. Пикассо же может вызвать разночтение. Чтобы понять Пикассо, надо быть уже подготовленным зрителем и уметь читать подтекст. Кстати, создавая грим «Осанны», я ориентировался на работы Пикассо. Музыканты «Осанны» первыми в истории рока, еще до «Kiss», сделали грим частью наших музыкально-театральных выступлений. Впоследствии я сделал частью своего сценического образа маску народного неаполитанского персонажа Пульчинеллы.
– Прошлое, настоящее или будущее? Где вы видите себя?
– Мне безумно нравится жить в настоящем. Я всегда смотрю с огромным любопытством и надеждой в будущее. Я благодарю прошлое за опыт, за подаренные встречи, за печали и радости, которые сделали меня сильнее, дали мне возможность познать себя и стать лучше. Каждый день для меня – это новый шанс узнать что-то новое, познакомиться с потрясающими людьми, делать десяток дел параллельно, творить, видеть счастливые лица зрителей, все успевать и жить в гармонии с самим собой. Это ли не есть счастье?
Надежда Феденко, специально для Italia Report