Рим – центр Вселенной. Именно так говорили поэты древности о Вечном городе. Несмотря на то, что времена изменились, мы все равно воспринимаем Рим как нечто незыблемое и фундаментальное, как символ ушедших великих эпох.
Седьмое искусство, как еще называют искусство кино, не раз отдавало дань красоте Рима. Одной из таких кинокартин, заслуживающих нашего пристального внимания, можно назвать «Великую красоту» (реж. Паоло Соррентино), где Вечный город выступает в роли главного действующего лица. Режиссер с таким пристрастием и вниманием исследует Рим, что зритель сам становится соучастником этого любовного созерцания, достойного «Оскара».
Итак, каким же выглядит Рим глазами Соррентино?
Фильм начинается с классической панорамы с холма Яникул, где располагается знаменитый фонтан Аква Паола, как раз напротив испанского посольства. За свою красоту и монументальность Аква Паола получил имя Фонтанище. Далее идет сцена, в которой женская певческая капелла исполняет вокализ, а иностранный турист падает в обморок. Там же на Яникуле располагается храм Сан-Пьетро-ин-Монторио, также известный как храм Браманте, небольшая церковь классических форм.
Главный герой Джеп Гамбарделла, в блестящем исполнении Тони Сервилло, живет в великолепном пентхаузе с видом на Колизей, откуда открывается панорамный вид на Флавиев амфитеатр, Римский форум и Большой Цирк.
Режиссер смотрит на Рим сверху: мы видим ночную пустынную площадь Навона. Именно здесь 65-летний писатель Джеп прогуливается с Орьеттой в исполнении Изабеллы Феррари, периодически делая остановки возле церкви Святой Агнессы в агонии (архитектор Борромини). На протяжении всего фильма в кадре появляется Тибр, как раз между Понте Систо и Понте Маццини, Виа Венето, воспетой в феллиниевской «Сладкой жизни», музеями Капитолия и Термами Каракаллы. Именно здесь была снята знаменитая сцена, оцененная киноведами как реверанс Феллини – сцена исчезновения жирафа, символа элегантности и величественной красоты, и встреча главного героя с другом-иллюзионистом.
«Великая красота» позволяет зрителю уйти от проторенных туристических маршрутов и заглянуть в потаенные уголки Рима, незнакомые подчас даже местным жителям.
Вы можете совершить прогулку от Палаццо Спада, восстановленного в 17 веке архитектором Борромини до Магистральной виллы на Авентине. Именно здесь разыгрывается сцена, в которой сквозь замочную скважину просматривается купол Собора Святого Петра. Далее вы идете мимо Палаццо Браски, которое было подарено Папой Пием VI племяннику. Сегодня здесь располагается музей Рима. Вас встречает вилла Медичи, Дворец Саккетти и музей этрусков на вилле Джулия. Место действия кульминации – Парк Акведуков, который является, в свою очередь, частью Парка Аппиа Антика, расположенного на юго-востоке Рима. Именно здесь археологи находят самые интересные артефакты.
Единственно, чего нет в фильме – это Рима подземного. Но это уже совсем другая история.
Перевод Надежды Феденко