При открытии флорентийского мероприятия в области мужской моды – Pitti Uomo 88 – президент Гаэтано Мардзотто призвал дизайнеров и производителей вернуть мужской моде ее мужской облик.
Жалобная просьба Мардзотто – это результат последних мужских коллекций, а причина ее, по всей видимости, лежит куда глубже.
Все наверняка помнят летний выпуск Vanity Fair под названием «Call me Caitlyne» с фотографией бывшего американского атлета Брюса Дженнера, который впервые появился на публике в своем новом женском облике – Кейтлин Дженнер. И, конечно же, никому из нас не забыть то странное создание – Кончиту Вурст, женщину с бородой, выигравшую популярный конкурс песни «Евровидение-2014». Этому направлению даже присвоено интересное имя – «гендерлесс» (бесполый). Другим уникальным примером может служить модель Андрей Пежич, который, благодаря своей необычной андрогинной (двуполой) внешности, перед тем как стать женщиной, смело дефилировал как на мужских, так и женских показах моды.
Но недаром говорится, что все новое — это хорошо забытое старое… Переживания Мардзотто понятны, однако не следует так сильно паниковать. Еще в древние времена Платон в своей поэме «Пир» упоминал о неких гермафродитах – существах, которые обладали признаками мужского и женского пола. Миф повествует о том, что эти люди с четырьмя руками, четырьмя ногами и двумя головами, населявшие планету, были настолько совершенны и могучи, что вызвали зависть самого Зевса, который поделил их на две части. С тех пор мужская половина находится в бесконечном поиске своей женской половины и наоборот.
Но если творения Платона были всего лишь философскими доводами, то обтянутые лосины и длинные парики при Людовике XIV были куда ближе к реальности. Так же, как и изысканные манеры основателя дендизма, красавчика Джорджа Браммела, и чересчур элегантные наряды его последователей – Оскара Уайльда и Джорджа Байрона.
В наше время тенденцию андрогинии решил воспеть Алессандро Микеле – новый креативный директор Gucci. Очень сложно определить, если не знать заранее, для кого именно созданы шелковые рубашки с огромными бантами на шее, которые он представил в своей мужской коллекции осень-зима 2015/2016. В интервью, оставленном журналу D La Repubblica, итальянский дизайнер оправдывает свою позицию, заявляя, что «такова реальность»: он интерпретирует только то, что видит вокруг. И затем добавляет, что «в этом нет ничего нового, ничего революционного».
Алессандро Микеле абсолютно прав – сам по себе стиль андрогиния не является новинкой. Напротив, умелый дизайнер – это не тот, кто навязывает свое мнение, а тот, кто реагирует на спрос рынка, добавляя в свою работу творчества и с умеренной долей провокации преподносит ее на подиумах Недель Мод.
Новинкой же нашей эпохи является сам потребитель андрогинной моды. Теперь это не избранные элитные группы времен денди или фанаты глэм-рока 70-х, а самый что не на есть средний класс глобализированного общества, или так называемая масса. Говоря о массовой тенденции, необходимо принять во внимание и тот факт, что главным экспортером Made in Italy является азиатский рынок и, учитывая многочисленность его граждан, становится ясно, откуда берется эта колоссальная масса, задающая тон. Мода – это не только творчество, это прежде всего коммерция, а в коммерции угождают тому, кто лучше платит. И если бы Китай, Корея и Таиланд были заселены скандинавскими викингами или русско-украинскими богатырями, то от воротничка стоечкой и огромных бантов синьора Алессандро Микеле не осталось бы и следа.
Возвращаясь к просьбе Мардзотто, можно предвидеть, что в ближайшее время ее никто не услышит. Но проблема разве в этом? Некоторые знаменитые бренды, такие как Armani и Ermenegildo Zegna, не поддаются на уговоры, в то время как в крупных итальянских городах до сих пор можно встретить старинные ателье по классическому пошиву мужской одежды. И если кто-то все же отдаст предпочтение недорогому prêt-à-porter, то такие сети магазинов, как Boggi, могут вполне удовлетворить запросы потребителей, которым не нужно даже выезжать за границу, чтобы сделать покупки.
К счастью, пока еще никто не говорит о дефиците мужской моды: речь идет всего лишь о тенденциях. О мужских тенденциях весна-лето 2016… Но об этом уже расскажет другая статья.