Русский историк начала XX столетия Павел Муратов писал, что есть две Венеции: «одна Венеция — это та, которая все время что-то празднует, шумит, улыбается, лениво тратит свой досуг на площади Сан Марко». С этой Венецией связаны толпы туристов, столики перед кафе «Флориан», лавки с блестящими сувенирами и серенады гондольеров. Но есть другая Венеция, которую и нужно искать, если вы отправились в Венецию самостоятельно. Стоит уйти в глубину кварталов от площади Сан-Марко, погрузиться в тихие переулки, посидеть на скользких, зеленых от водорослей ступенях у какого-нибудь рио, созерцая покачивающиеся на воде отражения домов и вдыхая запах моря. Только тогда можно понять, откуда берется печальная задумчивость Мадонн на картинах Джованни Беллини, художника-уроженца Венеции.
Площадь Святого Марка
Знакомство с Венецией, конечно, нужно начинать с Площади Святого Марка. Это сердце Венеции. Только эту площадь венецианцы удостоили названием «пьяцца». Наполеон ее считал самой красивой гостиной Европы. В XIX веке Франц Грильпарцер в своих путевых заметках писал: «Тот, кто, стоя на площади Сан-Марко, не чувствует, что сердце его бьется сильнее, тот может позволить себя похоронить, ибо он мертв, безнадежно мертв». Вечерние часы на площади, пожалуй, — самое лучшее время пребывания здесь. Пьяцца превращается в театр с декорациями подсвеченных Прокураций, где играют оркестры. Не откажите себе в удовольствии посидеть за столиком знаменитого кафе «Флориан» XVIII века. Это кафе-легенда. Здесь бывали Карло Гольдони, Наполеон, Стравинский, Бродский, Хемингуэй, Байрон.
Обязателен для посещения Собор Святого Марка — кафедральный собор Венеции, построенный в XI веке в византийском стиле. В соборе так много сокровищ и золота, что он получил прозвище «Золотая базилика». Внутри он весь покрыт мозаиками, изображающими сюжеты Ветхого и Нового Заветов.
Вечером подниметесь на Кампанилу собора Святого Марка. Виды на лагуну с нее во время заката восхитительны.
Дворец дожей (Палаццо Дукале) XIV века — одно из самых экзотических сооружений Италии. Он соединяет в себе элементы романской, лангобардской и арабской архитектуры. Характерный элемент оформления дворца — «каменное кружево» аркады. Зал Большого Совета дворца — уникальный зал. Длина его — 56 метров, ширина — 25, высота потолка — 15. Это одно из самых больших помещений в мире, потолок которого не поддерживается ни единой опорой. На стене — гигантское полотно «Рай» Тинторетто — самая большая в мире картина, написанная маслом.
Вход на Пьяцетту, площадь, которая выходит на Акваторию Сан-Марко, сторожат две колонны с изображениями святых-покровителей города — Святого Марка (крылатый лев) и Святого Теодора. Эти колонны венецианцы привезли с Востока в XII веке во время Крестовых походов. Проходить между колоннами суеверные венецианцы не рекомендуют, так как в свое время на этом месте казнили преступников.
Район Кастелло
После района Сан-Марко можно отправляться в район Кастелло. Здесь находится один из важнейших памятников раннего Возрождения — Церковь Сан-Дзаккария (арх. Мауро Кодуччи), где хранятся мощи святого Захарии. Главный шедевр церкви — картина Джованни Беллини «Мадонна с младенцем и святыми», которой был очарован Наполеон.
Арсенал в свое время был верфью для постройки знаменитых венецианских галер. Сохранившиеся до наших дней здания Арсенала были колыбелью военного флота и кузницей военной мощи Венеции XIII-XVI веков. Модели венецианских кораблей можно увидеть в Военно-морском музее на набережной Сан-Бьяджо.
Прогулка по знаменитой широкой набережной Рива дельи Скьявони подарит захватывающие виды на лагуну.
Cкуола Сан-Джорджо-дельи-Скьявони знаменита циклом картин венецианского художника начала XVI века Витторе Карпаччо. Цикл посвящен житиям святых Георгия, Трифона и Иеронима. Карпаччо — первый художник, передавший жизнь города на воде и включивший Венецию в религиозные сюжеты.
Базилика Санти Джованни э Паоло (Сан-Дзаниполо) посвящена мученикам Иоанну и Павлу IV века. Огромную готическую базилику называют венецианским Пантеоном. В ней находятся усыпальницы многих дожей и знатных горожан. В Сан-Дзаниполо сохранились восхитительные витражи, выполненные муранскими мастерами в XV веке.
Рядом с базиликой на площади Сан Джованни э Паоло стоит один из величайших конных монументов мира — памятник кондотьеру Бартоломео Коллеони (1480-е г.г.). Это работа скульптора Верроккьо — учителя Леонардо да Винчи.
Район Дорсодуро
Доминанта района Дорсодуро — Собор Санта-Мария-делла-Салюте (Собор святой Марии выздоравливающих) XVII века. Настоящее барочное беломраморное чудо! Архитектор Бальдассаре Лонгена сотворил не здание, а метафору. Собор построен в честь избавления города от чумы. Здесь находится особая святыня — чудотворная критская икона Богоматери XII века. Следует встать под самым паникадилом, свисающим с купола, и провести ногой по бронзовому диску, вделанному в пол, с надписью «unde origo inde salus» («где начало, там и спасение»). Говорят, это возвращает здоровье.
В Венеции нельзя не посетить Галерею Академии, где хранится самая большая в мире коллекция венецианской живописи XIV-XVII веков. Это сокровищница картин Джованни Беллини, Карпаччо, Веронезе, Тициана, Тинторетто, Тьеполо, Каналетто, Гварди.
На канале Джудекка — знаменитая Набережная неисцелимых (ныне Набережная Дзаттере). Когда-то здесь находился госпиталь. Тех, что были безнадежны, выносили на набережную — отсюда и ее название. Вид, открывающийся с этой набережной, очень напоминает виды Невы в Санкт-Петербурге. Неудивительно, что Бродский любил это место и часто здесь бывал.
Район Каннареджо
А теперь можно отправиться в район Каннареджо, где относительно безлюдно и спокойно. Вдоль канала Каннареджо хорошо прогуливаться, его набережные достаточно широки. В ресторанчиках у канала можно пообедать: здесь трапезничают в основном местные, а потому готовят вкусно и дешево.
Церковь Мадонны дель’Орто свое название получила после того, как в близлежащем огороде («orto») была найдена статуя Мадонны с младенцем. Статуя, которой приписывают чудодейственные свойства, была установлена в храме. В церкви похоронен великий Тинторетто. Здесь находится несколько полотен мастера.
Ка д’Оро (Золотой дом) XV века — лучший образец венецианской пламенеющей готики. Он и сегодня поражает своим ажурным фасадом. Владелец дворца, представитель знатнейшего венецианского рода Марино Контарини, принимавший участие в проектировании дворца вместе с архитекторами Джованни и Бартоломео Бон, добился своей цели — его палаццо соперничал по красоте и роскоши с самим Палаццо Дукале. Этот дворец до сих пор называют «Золотым домом», хотя позолота, некогда украшавшая стены и колонны дворца, не сохранилась. С 1984 года во дворце открыта галерея Франкетти — вторая по значению, после Галереи Академии, картинная галерея Венеции. Даже одна-единственная картина оправдает посещение дворца — «Святой Себастьян» Мантеньи (1506).
В лабиринте улочек Каннареджо нужно обязательно отыскать Церковь Санта-Мария-деи-Мираколи (Святой Марии чудес). Она похожа на резную драгоценную мраморную шкатулку. Изумительный образец венецианского Ренессанса! Построена она была в конце XV века архитектором Пьетро Ломбардо специально для чудотворной иконы Пресвятой Девы Марии. Посещение этой церкви сулит большую удачу, особенно если застать там свадебную церемонию.
Перейдя Гранд-канал через знаменитый мост Риальто, оказываемся в районе Сан-Поло. В Церкви Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари (Успения Девы Марии) XIII века, готической церкви францисканцев, в центральной апсиде находится шедевр Тициана — «Вознесение Девы Марии» (1518 г.) Цветовое решение полотна создает удивительный эффект свечения. Тициан, умерший от чумы в 1576 году, был похоронен в соборе, и на его могиле высечены слова: «Здесь лежит великий Тициан Вечелли — соперник Зевсов и Апеллесов».
Рядом с церковью — Скуола Сан-Рокко. Это, по сути, галерея живописи Тинторетто. Тинторетто работал здесь в течение 18 лет и выполнил 56 произведений, огромных многофигурных композиций. «Христос перед Пилатом» Тинторетто — один из лучших образов Христа в искусстве, потрясающая психологическая драма и, пожалуй, самая глубокая по эмоциональной выразительности работа мастера.
Остров Сан-Джорджо
Остров Сан-Джорджо Маджоре — остров для тех, кто нуждается в тишине и спокойствии. Простая и гармоничная Церковь Сан-Джорджо Маджоре, построенная архитектором Палладио в XVI веке, — белый иероглиф Венеции. Палладио полагал, что белый цвет и есть цвет Бога. В соборе находится поздний шедевр Тинторетто — «Тайная вечеря» (1594 г.). А с колокольни Сан-Джорджо Маджоре открывается, пожалуй, самый лучший вид на Венецию.
Когда ехать в Венецию?
Венеция — такой город, куда можно приезжать в любое время года. Каждый сезон обладает здесь своим очарованием. Только летом нужно мириться с жарой, духотой и большим количеством туристов. А между ноябрем и мартом дует пронизывающий ветер, идут дожди и случаются наводнения. Но площадь Сан-Марко в воде — незабываемое зрелище. Иосиф Бродский приезжал в Венецию только в январе, в поисках настоящей красоты, когда «местный туман превращает это место в нечто более вневременное». Хороша Венеция зимними ночами, когда она становится по-настоящему таинственной и волшебной.
Венеция прекрасна независимо от сезона и погоды. Но никогда не приезжайте сюда на полдня. В Венеции нужно заночевать. Конечно, отели в историческом центре недешевы. Но если уж вы решили приехать в Венецию самостоятельно, не экономьте на ней. Проведите хотя бы одну ночь в Венеции — и вы обязательно влюбитесь в каналы, в атмосферу, в отражения, в тайны, и от этого упоительного романа с городом на воде вам уже никуда будет не деться до конца ваших дней.
Как добраться до Венеции?
Самолетом
Аэропорт Марко Поло расположен в 9 км от Венеции. Далее — или на вапоретто до площади Сан Марко (около 1 часа пути), или на водном такси, или автобусом до Пьяццале Рома.
Поездом
Поезд прибывает на вокзал Венеции Санта Лючиа. Далее — или на вапоретто, или на водном такси. Из Милана поезд идет 2,5 часа, из Рима — 4,5 часа, из Флоренции — 3 часа.
Автомобилем
По мосту Понте делла Либерта до площади Пьяццале Рома. Машину можно оставить на платной стоянке этой площади или на соседней стоянке острова Тронкетто, где плата за парковку меньше, а свободных мест больше.