Единственная и неповторимая. Она способна вызывать одновременно и любовь, и зависть. Она служила образцом для подражания для архитекторов всех времен. Ее почитали в своем творчестве поэты, художники, драматурги и режиссеры. Венеция со своими каналами и бухтами является настоящим сокровищем Италии. Serenissima или «безмятежная» — именно такое название закрепилось за городом со времен Венецианской республики. Этот почетный титул ранее давался принцам, князьям, а в особенности дожам Венеции, а позже стал вторым наименованием города.
Здесь родились такие гениальные личности, как Марко Поло, Карло Гольдони, Джакомо Казанова, Антонио Вивальди, а также известные художники: Тинторетто, Беллини, Каналетто, Тьеполо, Канова. Декадентское очарование Венеции на протяжении столетий вдохновляло поэтов и писателей. Уильям Шекспир и Томас Манн создали свои лучшие шедевры, действие которых происходило в Венеции.
Венеция – это излюбленное направление отдыха не только для иностранных туристов, но а так же самих итальянцев. Классический тур не обходится без осмотра тройки главных достопримечательностей: площади San Marco, моста Rialto и Галереи Академии. Но наилучший способ познать город – это позабыть о карте и затеряться в узких улочках-лабиринтах, пройтись по незнакомым мостам и раскрыть для себя маленькие старинные площади. Помимо того, что Венеция богата на уникальные музеи и достопримечательности, каждый ее уголок представляет собой настоящее произведение искусства.
Венеция – история возникновения города
Рождение Венеции продолжает оставаться темной страницей истории средневековья. Источники, которые сохранились в наше время, часто дополнены легендами и мифами. Единственным достоверным фактом является византийское происхождение Венеции. В этом государстве, которое сформировалось вследствие раздела Римской Империи, появилась Венеция и относилась к его владениям еще на протяжении нескольких веков.
Согласно легенде, созданной венецианцами в Х столетии, город появился «в пустынном необитаемом месте посреди болота». В V-VI веках венеты, уставшие от бесконечных войн с гуннами под руководством Аттила, спасали свои жизни, поселяясь на необитаемых островах венецианской лагуны. Этот миф старался облагородить историю создания Венеции, наполняя ее яркими красками драматических событий.
По мнению же современных историков, рождение города выглядит более скромно. Венецианская лагуна была заселена задолго до прихода венетов. Первые населенные пункты можно отнести еще к доисторическим временам. До прихода римлян на лагуне уже была создана цивилизация, успешно развивающаяся в области рыбалки, морских перевозок, производства соли и коммерческой деятельности. Этот стратегический узел, связывающий Адриатическое море с Северной и Центральной Европой, еще больше укрепился в период Римской Империи. Еще одним доказательством является письмо римского сенатора Флавио Аурелио Кассиодоруса, в котором он, отдавая приказ по морскому перевозу продовольствия из Истрии в Равенну, подробно описал лагуну 537-538 годов. Кассиодорус рассказывает о строениях на воде, в которых обитали жители местности. По его наблюдениям дома напоминали водоплавающих птиц, а к каждому жилью, наподобие животного, была привязана лодка. Он также отмечает, что основной деятельностью на острове была рыбалка.
Современная Венеция с ее урбанистическим видом прошла долгий путь развития, который начался еще во 2-й половине VI века.
Основные достопримечательности Венеции
Галерея Академии
Галерея Академии художеств в Венеции представляет собой уникальный музей венецианской живописи XIV-XVII веков. Основанная Сенатом города в 1750 году в качестве школы искусства, Академия стала центром художественной культуры Италии. Ее первоначальное название Академии изящных искусств в 1807 году было изменено: она стала Королевской Академией и обосновалась в здании, где и сегодня расположены ее экспонаты. Уже в XIX веке образовательное заведение было преобразовано в музей, который с каждым годом обогащал свои фонды. Сегодня туристы могут ознакомиться в Галереях Академии с шедеврами известных венецианских мастеров: Венециано, Фьорье, Беллини, Лотто, Тициана, Тинторетто, Тьеполо, Каналетто, Беллотто, Гварди и т.д.
Гранд-канал
Гранд-канал является частью речки Бренты, разделявшей в древности острова Венецианской лагуны. Сегодня канал, имеющий длину 3,8 км и ширину 28-70 метров, протянулся через всю Венецию. Он берет начало от вокзала Санта-Лючия и заканчивается территорией у здания таможни. Обе стороны канала, глубина которого достигает 5 метров, обрамлены роскошными церквями и дворцами. Все здания вырастают из воды, опираясь на вбитые в дно сваи. Осмотр достопримечательностей Венеции удобно совершать, прогуливаясь маршрутным теплоходиком – вапоретто – по Гранд-каналу. Кроме этого, можно воспользоваться услугами гондольеров или водного такси. Берега Большого канала соединены 4-мя мостами.
Дворец Дожей
Дворец Дожей или Palazzo Ducale – это грандиозный памятник архитектуры готической Италии XIV-XV вв. Дворец был построен архитектором Календарио на месте древних разрушенных стен периода Римской империи. Здесь в прежние времена была резиденция дожей. В 1536 году здание украсил балкон, выполняющий роль своеобразной трибуны. Над ним возвышается статуя Правосудия известного скульптора Витториа. Роскошный внешний вид и интерьер Дворца создан гениальными мастерами Италии – Беллини и Тицианом, Тинторетто и Веронезе. Особый интерес для туристов представляют Бумажные ворота, галерея Фоскари, уникальные часы на фасаде, Лестница Гигантов, ниши, где расположены античные статуи, и многочисленные пасти львов.
Площадь Сан-Марко и достопримечательности
Площадь Сан-Марко – это центральная площадь, форма которой напоминает трапецию, а параметры равны 175 м в длину и 80 м в ширину. Внешний вид Сан-Марко изменялся вместе с историей Венеции, постепенно превращая ее из военной крепости в символ богатства и роскоши. В IX веке здесь был возведен Дворец Дожей и появилась базилика Св. Марку – покровителю Венеции. В 1172 году от моря площадь стали отделять две колонны, доставленные из Константинополя и украшенные символами города – статуями святых Марка и Федора. В XIII ст. богатое убранство получил собор площади и была установлена группа тетрархов. В этот период Сан-Марко была облицована кирпичом. Позже здесь вырастают здания Старых Прокураций, Библиотеки, Часовой башни, Новых прокураций, появляется фонтан. В 1722 году часть площади после облагораживания стала называться Площадью Львят. Сегодня площадь Сан-Марко также радует своей миниатюрной копией между Дворцом Дожей и Библиотекой.
Собор Святого Марка
Собор Святого Марка, находится на одноименной площади города, возведен в далеком 832 году, но свое сегодняшнее обличие обрел лишь в 1617 году. Зданию пришлось пережить не один пожар, а его внешний вид был предопределен реконструкцией времен дожа Контарини. На протяжении долгого периода здание было капеллой для дожей, а уже с 1807 года стало служить резиденцией венецианского патриарха. Прообразом архитектуры собора является Константинопольский храм Св.Апостолов. Сегодня это здание имеет три яруса – нижний, террасу и купола. Внимания туристов заслуживают фасад из мрамора, украшенный мозаикой, старинная дверь из бронзы, квадрига из бронзовых лошадей, капелла Богоматери Никопеи и множество статуй.
Колокольня Кампанила собора Святого Марка
Кампанила или колокольня собора Святого Марка расположена в центре, на площади Сан-Марко, и заслужила название «хозяина дома». Впервые колокольня была построена еще в IX веке. После этого ей пришлось стать жертвой удара молнии и землетрясения, а также пережить полное разрушение вследствие трещины. Последняя полная реконструкция Кампаниле была проведена в 1912 году. Сегодня ее высота достигает 98 метров, 12 из которых занимает кирпичное здание башни. Украшенные каннелюрами стены колокольни имеют высоту 50 метров. Над мраморной звонницей возвышаются фигуры Венеции и Правосудия. Здесь также можно рассмотреть изображения символов города — крылатых львов. Шатровая крыша Кампаниле имеет пирамидальную форму. Привлекает внимание и лоджетта Сансовино, расположенная у основания башни.
Часовая башня Святого Марка
Часовая башня (Torre dell’orologio) – это монументальный памятник архитектуры эпохи Раннего Возрождения, расположенный на площади Св.Марка. Этот символ славы и богатства Венеции был построен в XV столетии. Нижние этажи здания играют роль арки, ведущей на Мерчерию, улицу, которая соединяет Сан-Марко и Риальто. Уникальный внешний вид Часовой башни привлекает внимание своими скульптурами: бронзовыми статуями «мавров», олицетворяющими ход времени, колоколом, отлитым в 1497 году, крылатым львом, символизирующим Венецию, Богородицей с младенцем, а также оригинальными панелями с отображением времени. Тысячи туристов стремятся побывать у Часовой башни на Богоявление и Вознесение, когда вместо чисел открывается шествие к Божией Матери в виде трех волхвов, следующих за ангелом с трубой.
Мост Риальто
Мост Риальто – один из первых мостов в Венеции через Гранд-канал. Он сначала был выполнен из дерева, его реконструкция в XV столетии была уже в виде разводящегося механизма. В результате разрушений, мост Риальто был заново построен из прочного камня в 1591 году и до 1854 года оставался единственным звеном между берегами Большого канала. Сегодня высота моста достигает 7,5 метров, а длина его арки – 28 метров. Мост Риальто является популярным местом паломничества туристов, поскольку на нем расположено 24 торговых лавки, в центре разделенных двумя большими арками.
Театр Ла Фениче
Ла Фениче является главным театром оперы Венеции, название которого переводится как «Феникс». Подобно этой птице, зданию театра пришлось пережить множество пожаров. Но проведенные реконструкции позволяют современным туристам оценить архитектуру Венеции XVIII века. Именно в этот период здание было построено по проекту архитектора Сельвы.
Во время всего функционирования его особенностью была отличная акустика. Именно в Ла Фениче проходили премьеры произведений Беллини, Россини, Верди. XX столетие принесло новое испытание для театра в виде очередного пожара в 1996 году. Принять многочисленных зрителей театр Ла Фениче смог лишь после реставрационных работ, завершившихся в 2003 году.
Мост делле Гулье
Мост делле Гулье соединяет берега канала Канареджо. Именно на нем открывается панорама изумительного вида впадения Канареджо в Гранд-канал. Название моста переводится как Мост Шпилей. При этом оригинальные обелиски-шпили стали украшать мост намного позже появления его названия – лишь в 1823 году. Изначально мост был построен из дерева, в 1580 году его сменила конструкция из камня. Сегодняшний облик мост получил после реконструкции в 1777 году. Его декор был дополнен столетием позже. А вот XX век оборудовал мост удобствами для передвижения инвалидными колясками. Мост делле Гулье расположен вблизи железнодорожного вокзала Сент-Люсич, венецианского гетто и окружен многочисленными дворцами и уютными площадями.
©Copyright 2014 “Italia Report” Все права защищены
Полное и частичное копирование материалов категорически запрещено