5 октября The New York Times опубликовала расследование, согласно которому влиятельный голливудский продюсер Харви Вайнштейн на протяжении почти трех десятилетий занимался домогательствами и насилием над актрисами. Одной из пострадавших женщин, осмелившихся публично рассказать о случившемся, оказалась итальянка Азия Ардженто. Актриса, дочь кинорежиссера Дарио Ардженто, заявила, что 20 лет назад, в возрасте 21 года, она потерпела сексуальное домогательство от американского продюсера. Таких, как Азия, оказалось вовсе не мало – среди жертв насилия фигурируют имена: Роуз Макгоуэн, Эшли Джадд, Анджелина Джоли, Гвинет Пэлтроу, и другие. Этот список растет с каждым днем: пока еще не все актрисы осмелились разгласить общественности свою историю.
В США и Великобритании против Харви Вайнштейна было заведено уголовное дело. Продюсер был уволен из своей же компании – той самой, которая выпустила фильмы «Криминальное чтиво», «Джанго освобожденный», «Убить Билла», а также исключен из Американской киноакадемии, присуждающей «Оскар». Киномагната бросила жена, а на журналистском сленге он теперь зовется как «голливудский монстр».
Но пока в США обвиняют Вайнштейна в сексуальных домогательствах, в солнечной и радушной Италии под прицел осуждений попала сама Азия Ардженто. На своей родине 42-летняя актриса переживает самое настоящее линчевание. Вместо того чтобы винить в непристойном поведении «голливудского монстра», в Италии предпочитают осуждать Ардженто. По мнению некоторых итальянцев, спустя 20 лет ее заявление не должно иметь никакой силы. И, вообще, так как она не подала в суд сразу, то речь, несомненно, идет о взаимном согласии.
От комментариев в интернете кровь стынет в жилах. Азию называют лицемеркой и притворщицей. На страницах соцсетей постоянно мелькают фразы: «чего хотела, то и получила» или «сначала тебе это нравилось, а теперь жалуешься». Камни в сторону Азии летят не только со стороны читателей, но и самих журналистов, причем как мужчин, так и женщин. К примеру, в блоге Barbara Di популярного национального ежедневника Il Giornale, актрису обозвали проституткой, утверждая, что «настоящая женщина» в ее случае сразу бы отказалась от карьеры.
Сам директор газеты Il Giornale, будучи гостем национальной телепередачи Matrix, высказался о том, что «осуждать в насилии спустя 20 лет – это не что иное, как трусость, это значит быть не жертвой, а соучастницей».
Против Азии выступили и в другой популярной телепередаче – Porta a Porta, где одна из гостей обвинила актрису в карьеризме, а критик искусств Витторио Згарби и вовсе заявил, что речь идет, скорее всего, о взаимных садомазохистских отношениях.
Так почему же, если в Америке общественное мнение автоматически встало на сторону женщин и вопрос о защите продюсера даже не возник, то в Италии все оказалось наоборот? Почему в Италии поток осуждений обрушился в первую очередь на Азию? Чем ее случай отличается от Гвинет Пэлтроу или Анджелины Джоли? Что же скрывается за таким поведением итальянцев?
А не стоит ли за всем этим страх? Ведь Харви Вайнштейн выступил, по сути, эмблемой больной системы, основанной на сексистских нормах, маскулизме и беззаконии. И обвинять его – значит пошатывать этот режим и в самой Италии? Это значит – подвергнуть риску слепую приверженность и партийность, за которую цепляется Италия. Не стоит ли за всем этим страх, что непоколебимая система может рухнуть? Ведь тогда стыдно будет всем: и мужчинам, и женщинам, которые боялись выступить против такого порядка. Будет стыдно перед смельчаками, которые высказали свою точку зрения, наперекор общественному мнению. Будет стыдно и перед ней, перед Азией.
Недаром социолог Тимур Куран сравнивает случай Вайнштейна с падением коммунистического режима. Турецко-американский экономист и политолог, профессор Университета Дьюка, в своей новаторской книге 1995 года о предпочтительной фальсификации писал о том, как «желание людей скрыть свои истинные чувства может поддерживать существование политического режима или социальных норм, которые многим не нравятся, – и как эти, казалось бы, незыблемые институты, могут непредсказуемо рухнуть в один момент».
Как когда-то падение Берлинской стены привело к распаду Советского Союза, так и падение Харви Вайнштейна ведет к разложению голливудской системы взаимоотношений. Скандал вызвал цепную реакцию откровений, в результате которой жертвы начали говорить одна за другой. Теперь под приговором оказались и другие продюсеры. За считанные дни молчаливое одобрение перестало быть приемлемым. Теперь скрываться от признаний – значит поддерживать старый и прогнивший порядок. А поддерживать его, по всей видимости, никто больше не хочет… в Америке! Но так ли это в Италии? Готовы ли итальянки сегодня выступить против своей нездоровой системы? Готовы ли они пойти против сексистских правил? Готовы ли они сразить женофобов?
Наверно, еще нет. Но не стоит отчаиваться – как бы там ни было, ситуация, несомненно, изменится и в Италии, вопрос только времени. Ведь еще совсем недавно, в 1981 году, итальянцам удалось отменить «убийство чести» и «брак похищением». [:it]
Mentre tutto il mondo accusa di molestie sessuali il produttore cinematografico Harvey Weinstein, l’Italia preferisce linciare le vittime #AsiaArgento
5 октября The New York Times опубликовала расследование, согласно которому влиятельный голливудский продюсер Харви Вайнштейн на протяжении почти трех десятилетий занимался домогательствами и насилием над актрисами. Одной из пострадавших женщин, осмелившихся публично рассказать о случившемся, оказалась итальянка Азия Ардженто. Актриса, дочь кинорежиссера Дарио Ардженто, заявила, что 20 лет назад, в возрасте 21 года, она потерпела сексуальное домогательство от американского продюсера. Таких, как Азия, оказалось вовсе не мало – среди жертв насилия фигурируют имена: Роуз Макгоуэн, Эшли Джадд, Анджелина Джоли, Гвинет Пэлтроу, и другие. Этот список растет с каждым днем: пока еще не все актрисы осмелились разгласить общественности свою историю.
В США и Великобритании против Харви Вайнштейна было заведено уголовное дело. Продюсер был уволен из своей же компании – той самой, которая выпустила фильмы «Криминальное чтиво», «Джанго освобожденный», «Убить Билла», а также исключен из Американской киноакадемии, присуждающей «Оскар». Киномагната бросила жена, а на журналистском сленге он теперь зовется как «голливудский монстр».
Но пока в США обвиняют Вайнштейна в сексуальных домогательствах, в солнечной и радушной Италии под прицел осуждений попала сама Азия Ардженто. На своей родине 42-летняя актриса переживает самое настоящее линчевание. Вместо того чтобы винить в непристойном поведении «голливудского монстра», в Италии предпочитают осуждать Ардженто. По мнению некоторых итальянцев, спустя 20 лет ее заявление не должно иметь никакой силы. И, вообще, так как она не подала в суд сразу, то речь, несомненно, идет о взаимном согласии.
От комментариев в интернете кровь стынет в жилах. Азию называют лицемеркой и притворщицей. На страницах соцсетей постоянно мелькают фразы: «чего хотела, то и получила» или «сначала тебе это нравилось, а теперь жалуешься». Камни в сторону Азии летят не только со стороны читателей, но и самих журналистов, причем как мужчин, так и женщин. К примеру, в блоге Barbara Di популярного национального ежедневника Il Giornale, актрису обозвали проституткой, утверждая, что «настоящая женщина» в ее случае сразу бы отказалась от карьеры.
Сам директор газеты Il Giornale, будучи гостем национальной телепередачи Matrix, высказался о том, что «осуждать в насилии спустя 20 лет – это не что иное, как трусость, это значит быть не жертвой, а соучастницей».
Против Азии выступили и в другой популярной телепередаче – Porta a Porta, где одна из гостей обвинила актрису в карьеризме, а критик искусств Витторио Згарби и вовсе заявил, что речь идет, скорее всего, о взаимных садомазохистских отношениях.
Так почему же, если в Америке общественное мнение автоматически встало на сторону женщин и вопрос о защите продюсера даже не возник, то в Италии все оказалось наоборот? Почему в Италии поток осуждений обрушился в первую очередь на Азию? Чем ее случай отличается от Гвинет Пэлтроу или Анджелины Джоли? Что же скрывается за таким поведением итальянцев?
А не стоит ли за всем этим страх? Ведь Харви Вайнштейн выступил, по сути, эмблемой больной системы, основанной на сексистских нормах, маскулизме и беззаконии. И обвинять его – значит пошатывать этот режим и в самой Италии? Это значит – подвергнуть риску слепую приверженность и партийность, за которую цепляется Италия. Не стоит ли за всем этим страх, что непоколебимая система может рухнуть? Ведь тогда стыдно будет всем: и мужчинам, и женщинам, которые боялись выступить против такого порядка. Будет стыдно перед смельчаками, которые высказали свою точку зрения, наперекор общественному мнению. Будет стыдно и перед ней, перед Азией.
Недаром социолог Тимур Куран сравнивает случай Вайнштейна с падением коммунистического режима. Турецко-американский экономист и политолог, профессор Университета Дьюка, в своей новаторской книге 1995 года о предпочтительной фальсификации писал о том, как «желание людей скрыть свои истинные чувства может поддерживать существование политического режима или социальных норм, которые многим не нравятся, – и как эти, казалось бы, незыблемые институты, могут непредсказуемо рухнуть в один момент».
Как когда-то падение Берлинской стены привело к распаду Советского Союза, так и падение Харви Вайнштейна ведет к разложению голливудской системы взаимоотношений. Скандал вызвал цепную реакцию откровений, в результате которой жертвы начали говорить одна за другой. Теперь под приговором оказались и другие продюсеры. За считанные дни молчаливое одобрение перестало быть приемлемым. Теперь скрываться от признаний – значит поддерживать старый и прогнивший порядок. А поддерживать его, по всей видимости, никто больше не хочет… в Америке! Но так ли это в Италии? Готовы ли итальянки сегодня выступить против своей нездоровой системы? Готовы ли они пойти против сексистских правил? Готовы ли они сразить женофобов?
Наверно, еще нет. Но не стоит отчаиваться – как бы там ни было, ситуация, несомненно, изменится и в Италии, вопрос только времени. Ведь еще совсем недавно, в 1981 году, итальянцам удалось отменить «убийство чести» и «брак похищением».